Головна Бібліотеки регіону Бібліотеки Херсонщини на сторінках професійної преси за 2016 рік Рукотворное чудо. Коллекция миниатюрных и малоформатных изданий из фонда Херсонской областной универсальной научной библиотеки им. Олеся Гончара

Рукотворное чудо. Коллекция миниатюрных и малоформатных изданий из фонда Херсонской областной универсальной научной библиотеки им. Олеся Гончара

Рукотворное чудо. Коллекция миниатюрных и малоформатных изданий из фонда Херсонской областной универсальной научной библиотеки им. Олеся Гончара

Ольга Сак, заведующая отделом редких и ценных изданий Херсонской областной универсальной научной библиотеки имени Олеся Гончара (Украина)

Людей книжного мира, пожа­луй, не удивить разнообразием форм и форматов книжных из­даний. Но увидев маленькую книжицу, все невольно начи­нают восторгаться и удивлять­ся тому, как можно было изго­товить подобное чудо. Книга - это чудо, творение ума и рук че­ловеческих; маленькая книга - чудо двойное. Свидетельство тому - коллекции миниатюр­ных книг, наглядно демонстри­рующие мастерство творцов книжной красоты.

Нужно отметить, что мини-книги не предназначе­ны для повседневного ис­пользования. В первую оче­редь мы их рассматриваем как сугубо коллекционные издания, как рукотвор­ное чудо, продукт человеческой изобре­тательности, как шедевры полиграфи­ческого искусства. Что касается формата мини-книг, то единых параметров до сих пор не опре­делено. В пределах бывшего СНГ миниатюрной считалась та книжка, макси­мальные размеры которой не превышали 100x100 мм; в некоторых Западных странах малый формат не должен пре­вышать 76 мм, в других - 50 мм. Есть ещё и микрокниги, максимальный раз­мер которых составляет лишь 10x10 мм1. Из известных книжных микроминиа­тюр: пословицы на конском и человече­ском волосе, изготовленные народным умельцем из Казахстана М. В. Савидо-вым; книжка-пылинка украинского микроминиатюриста М. Г. Маслюка, которая в 60 раз меньше макового зёр­нышка; наименьший в мире микроско­пический (0,6х0,6мм) «Кобзарь» Т Г. Шевченко на 12 страницах, сшитых пау­тинкой, с обложкой из лепестков бес­смертника, сотворённый известным ма­стером микроминиатюры Н. С. Сядристым. Страницы этого чуда настолько тонки, что их можно перелистывать лишь кончиком заостренного волоска. В Омском издательстве в 2009 г. вышла поэма А. С. Пушкина «Роза», напечатан­ная на лепестках розы. Таких примеров можно найти множество2.

Интересные факты из истории миниатюрных изданий

Обращаясь к истории мини-книги, можно услышать эхо веков более чем четырёхтысячелетней давности. К ранним формам её существования историки-книговеды относят миниа­тюрные глиняные плитки в Вавилоне. Ещё во времена античности, по утвер­ждению Плиния Старшего, Цицерон видел рукописный вариант «Илиады» Гомера на небольшом свитке, кото­рый можно было разместить в орехо­вой скорлупе3. Следует отметить, что первые ми­ниатюрные книги были рукописными. В Средние века весьма распространенны­ми были издания религиозного толка -рукописные Библии, часословы, молит­венники. Мини-манускрипты изготавли­вались по заказу аристократов, членов королевских семей, дворянской знати. После появления первых печатных книг в Западной Европе появились и печат­ные мини-издания. По утверждению известного книго­веда, академика Е. Л. Немировского одной из старейших мини-инкунабул счи­тается «Майнцский Диурналий» (Dirunale Moguntinum, 65x94 мм), напечатан­ный в 1468 году готическим шрифтом учеником и последователем Гутенберга Петером Шеффером4. Одной из ранних славянских мини-книг, напечатанных кириллическим шрифтом, считается венецианское изда­ние «Различние потребии» (1572), раз­мером 70x95 мм, изданное Яковом Крайковым из Софии. Сейчас один из трех изданных экземпляров хранится в уни­верситетской библиотеке Лейдена (Ни­дерланды). Мини-книги были весьма популярны в Германии, Англии и Франции. Из За­падной Европы маленькая книга отпра­вилась в славянские страны. Появление первых миниатюрных и малоформатных изданий в России относится к XVIII в., но наибольшее распространение их про­изошло в XIX столетии. Характерно то, что сначала это была детская литерату­ра. Впоследствии начали выходить про­изведения современных авторов, лите­ратурные альманахи, песенники и др. Наибольшей популярностью у издате­лей миниатюрок XIX в. пользовались произведения А. С. Пушкина5. Следует отметить, что первое массо­вое производство миниатюрных книг в мягких обложках в конце XIX в. (с 1891 по 1895) было налажено на территории Украины. «Южно-Русское книгоизда­тельство Ф. А. Иогансона» (Харьков, Киев) выпускало мини-издания в серии-«Крошка» и «Лилипут». Вышло около трёхсот наименований книг размером 55x71 мм и 60x80 мм. Некоторые книги переиздавались по два-три раза. Цена одной книги в мягкой обложке колеба­лась от 5 до 15 копеек. Книги в мягких обложках были общедоступны. Для со­стоятельных покупателей предлагались издания в более солидных, твёрдых пе­реплетах. Цена серии этих книг в твёр­дой обложке составляла 10 рублей6.

Миниатюрная книга в Херсоне

Если говорить о миниатюрной книге в пределах Херсона, то следует вспом­нить о том, что в 1970-80-е годы при Херсонском клубе любителей книги «Кобзарь» действовала секция коллек­ционеров миниатюрных изданий. В со­став секции входили Р. В. Глаз, М. А. Емельянов, В. Г. Писанская, Л. К. Ши­ряев, В. М. Юрковский, В. Д. Гребенюк, В. Г Абдалов и многие другие. В 1981 г членами клуба была организована пер­вая в Херсоне выставка миниатюрных книг. Почти половина нашей библиотеч­ной коллекции миниатюрных и мало­форматных изданий сейчас состоит именно из экспонатов, подаренных чле­нами секции. Так, самая маленькая кни­га коллекции -- сборник пословиц «Лучше всяких лекарств, питья да яств», размером 17x20 мм, подарок Риты Вениаминовны Глаз, бывшей со­трудницы библиотеки. От нее в фонд отдела редких и ценных изданий посту­пило 58 книжек-малышек. Одно из ста­рейших мини-изданий в коллекции -«Сказки» Г X. Андерсена, изданное московской типографией А. И. Мамон­това в 1877 г., — подарок херсонского коллекционера Михаила Андреевича Емельянова, который более 30 лет воз­главлял клуб любителей книги «Коб­зарь». Об этом удивительном человеке сле­дует упомянуть отдельно. На протяже­нии десяти лет Михаилом Андреевичем подарено в библиотеку более полутора тысячи раритетов. Среди подарков осо­бое место занимает его коллекция ми­ниатюрных изданий, включившая 250 экземпляров. Экспонаты Емель-яновского собрания миниатюрных книг существенно дополнили библиотечную коллекцию. Их воистину можно счи­тать её украшением. В частности, это касается изданий XIX в., которых в на­шей коллекции ещё не было. Теперь, благодаря М. А. Емельянову, мы имеем книги, изданные «Южно-Русским кни­гоиздательством Ф. А. Иогансона» в Киеве: «История римского народа» Ти­та Ливия (К., 1914) из серии "Лилипут", размером 32x50 мм; «Казначейша» М. Ю. Лермонтова (К., 1892), размером 70x60 мм, из серии «Крошка». Ещё два издания малого формата XIX в., подаренные Михаилом Андре­евичем, украшают библиотечную коллекцию. Это «Басни» И. А. Крылова. Одно из них - юбилейное, вышедшее в Санкт-Петербурге в типографии Гольдберга в 1895 г., размером 85x130 мм, дру­гое - в библиофильском вторичном пе­реплёте из шёлка, размером 60x98 мм, было издано московским издательством Николая Миляева в 1898 году. Раз уж речь зашла о малоформатных изданиях прошлой эпохи (размер кото­рых несколько превышает стандартные каноны миниатюрной книги), то можно рассказать о малоформатном «Молит­вослове» начала XX в., размером 70x110 мм, которое нам подарила херсонская журналистка Ирина Евстафьева. По утверждению самой Ирины, молитво­слов принадлежал когда-то семье Крав­ченко из села Пролетарка (бывшее с. Чебурда) Цюрупинского района Хер­сонской области. Как он попал в семью, остаётся только догадываться. Давно уже ушли в мир иной те, кто непосред­ственно пользовался этой книжицей и могли что-то о ней рассказать. Время полной мере оставило на нём свои отпе­чатки в виде пятен, отсутствующих страниц, ржавчины на металлическом переплёте, полуистлевшем бархатном корешке и неразборчивых надписей зе­лёным карандашом на обороте облож­ки. Среди надписей чётко просматрива­ется только одна — «1937 года...». Пришлось провести небольшое рас­следование, чтобы установить место и год издания, поскольку подаренный эк­земпляр не имел ни титула, ни послед­них страниц. Тщательным образом ис­следуя подаренный экземпляр, удалось установить, что шрифтовая гарнитура и наборная гарнитура декоративных бор­дюров, которые украшают его, пол­ностью идентичны шрифтам и декору имеющихся в сети аналогичных букини­стических изданий, выпущенных Мос­ковской Синодальной типографией в начале века. Это даёт основание предпо­ложить, что наш экземпляр тоже издан в этой типографии. Что касается года издания, то хроно­логические рамки можно очертить 1905-1914 годами. Это частично под­тверждается как содержанием Молит­вослова, так и качеством бумаги, на ко­торой он был напечатан. Тексты молитв однозначно отражают приметы време­ни. Так в Литургии святого Иоанна Зла­тоуста упоминается последний россий­ский император Николай II (1868-1918) со своим семейством, в том числе цеса­ревичем Алексеем (1904-1918). При сравнении стилистики и орфографии текстов молитвослова с текстами анало­гичных изданий более позднего периода явно видны различия, характерные именно для вышеуказанного хронологи­ческого периода. Бурные события начала XX в. в Рос­сийской империи - первой российской революции 1905-1907 гг., реформ 1908-1914 гг., Первой мировой войны 1914-1917 гг. - не могли не отразиться на издательской деятельности типогра­фий и учреждений, а также полиграфи­ческой промышленности вообще. Со­кращалось производство бумаги из-за нехватки сырья, поэтому Молитвослов напечатан на бумаге плохого качества, дешёвой и тонкой. На такой обычно печатали журналы, газеты и массовые издания. Карманный формат, а также металлический переплёт наводят на мысль о том, что подобным молитво­словом можно было пользоваться всю­ду, даже на фронте. Теперь это издание занимает достойное место в нашей кол­лекции. Херсонские книголюбы, отдавая должное и печатному слову, и книжно­му искусству в целом, самостоятельно выпустили несколько миниатюрных и малоформатных изданий. Херсонский поэт Юрий Топунов известная в на­шем городе личность. Диапазон его твор­чества необычайно широк: художник, пи­сатель, поэт. Подаренный им сборник «Рождаются поэты в небесах ...», разме­ром 57x80 мм, пополняет теперь нашу коллекцию. В сборник вошли поэтиче­ские произведения автора, написанные в разные годы его творческой деятельно­сти. Мини-сборник вышел как дополне­ние к херсонскому журналу «Летопись Причерноморья» в 2011 году. В издательстве этого журнала вы­шла ещё одна мини-книга краеведческое исследование «Великолепный князь Тавриды» (Херсон, 2003), разме­ром 70x95 мм, посвящённое деятельно­сти известного государственного деяте­ля XVIII в. князя Потёмкина-Тавриче­ского. Серьёзные научные источники, положенные в основу работы - архив­ные документы, исторические и карто­графические материалы залог двой­ной значимости издания, как научной, так и коллекционной. Авторство при­надлежит музейным работникам, исследователям истории Южного края -главному хранителю фондов Николаев­ского краеведческого музея Н. А. Кухар-Онышко и бывшему заведующему секцией реставрации Херсонского крае­ведческого музея В. Б. Пиворовичу. Виктор Брониславович к тому же был ещё и главным редактором журнала «Летопись Причерноморья». К сожале­нию, журнал в конце 1990-х гг. прекра­тил своё существование. В определён­ной степени уже сегодня эти издания можно считать артефактами. Оригинальный миниатюрный ка­лендарь-складень на 2013 г. был издан в Херсоне при содействии городского головы. Его размеры составили 70x100 мм. На верхней крышке бордового цвета тиснение золотистыми буква­ми: «Благополучный град Херсон». Эти слова когда-то принадлежали ин­женер-полковнику Н. И. Корсакову, назначенному Григорием Потёмкиным в 1784 г. на место главного строителя Херсона. При его непосредственном участии было не только возведено большое количество государственных и жилых строений, но и высажено око­ло 20 тыс. саженцев фруктовых и деко­ративных деревьев для благоустрой­ства города. Каждый свой рапорт Кор­саков заканчивал словами «Благопо­лучный град Херсон», поэтому, они и запечатлены в память об основателях и строителях Херсона в этом мини-ка­лендаре. В 1997 г. в херсонском издательстве «Надднепрянская правда» вышел мало­форматный (65x105 мм) сборник укра­инских песен, в которую вошли лучшие образцы песенного творчества «Взялъ бы я бандуру», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Ой чей то конь стоит ..» и т. д. Подборка изданий, посвящённых народ­ному творчеству, сейчас образует уже целый тематический раздел нашей кол­лекции. Миниатюрные каталоги выставок мини-книг из собраний херсонских кол­лекционеров и библиотеки — это не только справочные и коллекционные издания, но и своеобразная летопись деятельности местных книголюбов. Как упоминалось свыше, секция миниатюр­ных изданий, действующая при херсон­ском клубе «Кобзарь», организовала первую в Херсоне выставку миниатюр­ных книг в 1981 году. Одновременно был издан каталог выставки «Чудо, имя которому -- книга», размером 70x100 мм. В каталог вошло 114 наименований представленных на выставке экспона­тов. Среди них — общественно-полити­ческие, исторические издания, художе­ственная литература, литература по ис­кусству, а также библиографические из­дания. Шестнадцатью годами позже на со­вместной выставке, вновь объединив­шей библиофильские собрания и биб­лиотечную коллекцию мини-книг, было экспонировано уже около 400 изданий. Впоследствии почти все они вошли в ка­талог «Удивительный мир миниатюр­ной книги» (Херсон, 2002), размером 70x100 мм. Тираж наших каталогов со­ставил 300 экземпляров. Сейчас в библиотеке хранится львиная доля миниатюрных изданий, подаренных херсонскими коллекцио­нерами, а сама коллекция насчитывает уже около шестисот экземпляров. Библиотечное собрание миниатюрных и малоформатных изданий отличается разнообразием тематики. Это - изда­ния по истории, военному делу, геогра­фии, книжному делу, библиографии, искусству, языкознанию, художествен­ная литература народов мира и т д. Но большую часть коллекции всё же со­ставляют художественные произведе­ния.

Миниатюрная Шевченкиана

Отдельным циклом в нашей коллек­ции выделена миниатюрная Шевчен­киана. Украшением этой тематической подборки является миниатюрный «Коб­зарь». Это репринтное воспроизведение женевского издания 1878 г., размером 55x83 мм, было подарено нам М. А. Емельяновым, херсонским коллекцио­нером. Женевское издание «Кобзаря» было подготовлено и издано при непосредственном содействии выдающегося ук­раинского учёного и общественного деятеля М. П. Драгоманова. Как указано на титуле, приурочено оно было «на ро-ковини Шевченка» и адресовалось «на­шим землякам на Украш». В него вош­ли сочинения Шевченко, изданные на украинском языке, который в то время был запрещён царской цензурой. Тираж оригинального издания составил 1000 экземпляров. В своё время Иван Франко, отмечая значимость и сенсационность данного события, заметил, что маленький (кар­манный) размер книги позволял его тайно переправлять в Россию. Реприн­тный вариант «Кобзаря», изданного в 1991 г., заключён в картонный футляр, на котором воспроизведены фрагменты рисунков самого Т. Г Шевченко. Ещё одно из творений Т. Т. Шевчен­ко «Думы мои» (К., 1981), размером 72x100 мм, тоже подарок М. А. Емельянова. Цельнотканевый переплёт бордового цвета узорчастым конгревом оттеняет золотистую надпись на облож­ке и корешке книги. Миниатюра включает не только поэ­тические произведения, но и репродук­ции живописных работ Т. Г Шевченко, На фронтисписе размещён портрет са­мого Кобзаря работы Ильи Репина. Из­дание снабжено обширными примеча­ниями. Несомненной удачей украинских из­дателей можно считать и подарочные варианты так называемой захалявной, или «Малой книжки» — рукописного сборника стихотворений Т Г Шевчен­ко, написанных им в период оренбург­ской ссылки 1847-1850 годов. Крошеч­ную книжицу, прошитую суровыми нит­ками собственноручно, поэт прятал в го­ленище сапога, так как ему было запре­щено заниматься писанием. Тексты сти­хов, размещённых в «Малой книжке», неоднократно правились поэтом. Об этом свидетельствуют многочисленные правки на страницах рукописи. Сейчас эта книжечка, как и все его рукописное наследие, хранится в фондах Института литературы им. Т. Г. Шевченко Национальной Академии Наук Украины. Было осуществлено несколько фак­симильных изданий «Малой книжки». Первое - в 1963 г. к 150-летней годов­щине со дня рождения Т. Г Шевченко, второе в 1984 г. — к 170-летию великого Кобзаря. В 1989 г издательство «На­учная мысль» издала, очередной вариант факсимильной копии захалявной книж­ки Шевченко. Размер её составил 70x100 мм. А подготовил её к печати и составил предисловие известный украинский ли­тературовед Е. С. Шаблиовский. Это из­дание есть теперь и в нашей коллекции. Комплект из двух книг облачён в картонный футляр и декоративно оформлен художником В. И. Юрчиши-ным. Одна из книг точная копия «Ма­лой книжки», составленной из отдель­ных тетрадей, переплетена в чёрный пе­реплёт с инициалами «М.Л.» (Михаил Лазоревский) на корешке. После смер­ти поэта книжица находилась у М. М. Лазоревского, близкого товарища Т. Г Шевченка. Михаил Матвеевич опекал поэта и материально ему помогал. Он же и организовал перевоз тела поэта в Украину после его смерти. Вторая кни­га комплекта с автопортретом Шевчен­ко на форзаце содержит литературно-исторический очерк Е. С. Шаблиовско-го, здесь же приводится содержание тет­радей в хронологическом порядке. В 2014 г. к 200-летию великого Коб­заря по заказу Государственного коми­тета телевидения и радиовещания Украины согласно программе «Украин­ская книга» было осуществлено очеред­ное издание захалявной книжечки поэ­та. Теперь и эта «Малая книжка» Т. Г. Шевченко, размером 60x98 мм, хранится у нас вместе с другими экземплярами Шевченкианы. В дополнение к предыду­щим изданиям здесь в отдельном разде­ле представлена научная расшифровка шевченковских произведений, которая позволит читателю познакомиться с оригинальными текстами гения украин­ской литературы. Интересен экземпляр «Завещания» Т. Г. Шевченко (К., 1957) на языках на­родов мира, размером 60x92 мм. Миниа­тюрка была издана Академией Наук УРСР. В издании представлены перево­ды известного стихотворения на англий­ский язык (пер. Е. Л. Войнич), болгар­ский (пер. Д. Методиев), венгерский (пер. Б. Варга и Г. Стрипский), молдав­ский (пер. И. Буздуган), немецкий (пер. А. Бош), польский (пер. Л. Пастернак), русский (пер. А. Твардовского), серб­ский (В. Николич), словенский (пер. И. Абрам), словацкий (пер. Нересницкий), французский (пер. Ш. Стебер) и др. Дан­ный экземпляр ценен ещё и тем, что на нём имеется автограф украинского пи­сателя Леонида Кулиша, выпускника Херсонского педагогического институ­та, бывшего сотрудника Херсонского областного телевидения и радио. Эта книжечка была подарена библиотеке бывшим херсонским журналистом Да­видом Файнштейном, коллекциониро­вавшим книги с автографами. Его кол­лекция автографов хранится сейчас в отделе редких и ценных изданий. Юбилейное издание миниатюрных календарей-ежемесячников «Т. Г. Шев­ченко в экслибрисах украинских худож­ников» (К., 1988), размером 65x90 мм, посвящённое 175-летию со дня рожде­ния поэта. Подборка содержит набор книжных знаков тех, для кого Кобзарь был любимым поэтом. Представлены книжные знаки из Шевченкиан Евгения Артеменко, Ивана Балана, Василия Березового, Владимира Витрука, Раисы Левчук и многих других почитателей шевченковского творчества. Среди имён художников, которые выполняли экслибрисы, такие известные графики, как Елена Кульчицкая, Владимир Масик, Николай Неймеш, Юрий Молибоженко и др.

Литературное и культурное наследие в миниатюре, серийные мини-издания

Произведения классиков украинской литературы Х1Х-начала XX вв. и масте­ров слова второй половины XX в., пред­ставленные в библиотечной коллекции минатюрных изданий, сейчас составля­ют уже отдельный раздел. В него вошли произведения Ивана Котляревского, Ивана Франко, Леси Украинки, Степана Руданского, Григория Сковороды, Мак­сима Рыльского, Олеся Гончара, Владимира Сосюры, Павла Тычины и многих других авторов. Тонкое кружево нежной лирики Ген­риха Гейне в переводах Леси Украинки «Переводы из Генриха Гейне» (Львов, 1981), 60x83 мм, придётся по вкусу цени­телям творчества и великой украинской поэтессы, и выдающегося немецкого поэта. Деятельность Леси Украинки как переводчика — яркая страница её творческой жизни. Она переводила многих поэтов, но больше всего душа ее лежала к чувственной поэзии Генриха Гейне. Живописные образы женщин в по­эзии Шевченко: матери, сестры, девуш­ки, крепостной, мстительницы — сово­купность скорби, горечи, любви, искрен­них переживаний о женской судьбе. Иван Франко писал, что он не знал в «...литературе всемирной поэта, кото­рый бы так стойко, так горячо и соз­нательно защищал женщин, отстаи­вая их право'на полную, чисто челове­ческую жизнь...». Надеемся, что почита­тели поэтического слова великого Коб­заря найдут для себя немало интересно­го в миниатюрном сборнике стихов Т. Г Шевченко «Лирика» (Львов, 1982), 60x85 мм. Не одно женское сердце дрогнет от чувствительно-нежных строк, написан­ных поэтом. Психологическая достоверность, про­стота, жизненная правдивость, воплощён­ная в пронзительно-лирическую форму, - это то, что духовно обогащает, вдохнов­ляет и приносит наслаждение. Заслуживают внимания почитате­лей маленькой книги и серийные изда­ния. В библиотечку журнала «Полигра­фия» вошли произведения Иннокентия Анненского, Анны Ахматовой, Мари­ны Цветаевой, Осипа Мандельштама, Владимира Набокова, Бориса Пастер­нака, Владимира Соловьева, Владими­ра Ходасевича и многих других авто­ров. Размер книг чуть больше спичеч­ного коробка. Выделяют издания этой серии качественная бумага, прекрас­ные графические рисунки, иллюстри­рующие каждое издание, и цветные су­перобложки. Пронзительная трагичность, тонкий психологизм и многогранность оттен­ков чувственных переживаний, — всё это присуще для лирических призведе-ний представителя русской поэзии Се­ребряного века Иннокентия Анненско­го. Небольшая книжечка его стихов «Лирика» (М., 1989), 50x65 мм настоя­щий подарок читателям журнала «По­лиграфия». Целый ряд аналогичных по­этических сборников различных авто­ров в конце 80-х гг. XX в. выходило в библиотечке журнала. Щемяще-пронзительные строфы воз­вышенной лирики поэта для одних - апофеоз моральной чувственности, для других - сладкие грёзы романтичной души. Философская глубина, изящество и деликатная чувственность любовных стихов Б. Л. Пастернака очаровала не одно поколение поклонниц его поэти­ческого слова. Минатюрный сборник Б. Пастернака «Стихотворения» (М.,1988), 50x65 мм из этой же серии прино­сит истинное наслаждение и отраду для души. Постигая мир поэзии, мы открываем в себе способность откликаться на печа­ли и радости, разлитые в каждом мгно­вении жизни, становимся сопричастны­ми ко всем её проявлениям, как большо­му чуду. Как великое чудо воспринима­ла жизнь русская поэтесса Анна Ахма­това. Коллеги по перу отмечали, что её поэзия — антипод пошлости, обыден­ности и серости. Творчество поэтессы и сама её незаурядная личность были ис­точником вдохновения для многих. Пер­вая антология посвящений Ахматовой была издана в начале XX века. К 100-ле­тию со дня рождения поэтессы вышло мини-издание «Поэтическое ожерелье» (М., 1989), 50x65 мм, которое сейчас хра­нится в нашей коллекции. Среди серийных изданий начала XX в. несомненный интерес для коллекционе­ров представляют малоформатные издания, выходившие в Риге в издатель­стве «Наука и жизнь». Размер книжек из серии (Миниатюрная библиотека «На­ука и жизнь»), изданных в первые годы прошлого века, немного превышает стандартный формат — 80x115 мм. Де­шёвые пятикопеечные книги выходили в мягких бумажных обложках и были доступны для всех слоев населения. Соб­ственно говоря, эта популярная серия и была создана для того, чтобы широкий круг малообеспеченных пользователей мог присоединиться к достижениям сов­ременной науки, культуры, литературы и искусства.В фондах библиотеки сохранились лишь три выпуска данной серии: «Исто­рия искусства» А. Яковлева в 2-х частях (№№35, 38), содержащие популярные очерки об искусстве античности и средне­вековья, и «Леонардо да Винчи. Его жизнь и значение в истории искусства и науки» П. Горлова (№36) в популярной форме повествующий о жизненном и творческом пути гениального итальянца. Настоящим подарком для коллек­ционеров можно считать комплект из трёх мини-альбомов (каждый размером 50x65 мм) известных мастеров книжной графики, объединённых серией «Графи­ческие миниатюры», вышедшие в Ле­нинградском издательстве «Аврора» в 1979 году. В комплект вошли альбомы графических работ Владимира Фавор­ского, Фёдора Константинова, Генриет­ты и Николая Бурмагиных. Привлекает изысканная простота оформления — на чёрном фоне цельнотканевых переплё­тов позолотой вытиснены инициалы и фамилии мастеров. В альбомах воспро­изведены лучшие, наиболее характер­ные для каждого из мастеров графичес­кие миниатюры в технике ксилографии, ставшие уже давно классикой книжной графики.

Мир книги и знаний на страницах миниатюрных изданий

Отдельным блоком в нашей коллек­ции можно выделить мини-издания, по­свящённые миру книги. Они, как прави­ло, пользуются пристальным вниманием коллекционеров и имеют особенную ценность для знатоков книги. Это ката­логи миниатюрных изданий, каталоги выставок, очерки о коллекциях и биб­лиофилах, книговедческие исследова­ния, стихотворения, пословицы, пого­ворки и сборники афоризмов о книге и знаниях. Подавляющее большинство этих из­даний подарено нам херсонским коллек­ционером Михаилом Емельяновым. Среди них можно особо отметить мини-сборники Ленинградской органи­зации добровольного общества книго­любов РСФСР, выпущенные секцией собирателей миниатюрных изданий в конце 1980-х годов. По воспоминаниям Михаила Андрее­вича, эти сборники были приобретены при непосредственном содействии из­вестного в коллекционерских кругах ле­нинградского библиофила В. В. Манукяна. Он не только был редактором этих изданий, но ещё и председательствовал в секции миниатюристов, а впослед­ствии стал президентом Санкт-Петер­бургского клуба миниатюрной книги. Кстати, собственная коллекция мини-книг Валерия Манукяна насчитывает более 12 тыс. экземпляров. Имеющиеся у нас экспонаты при­ятно выделяются эстетикой оформле­ния: все книги в суперобложках, на развороте - экслибрис общества, выпол­ненный известным графиком Ф. Ф. Ма-ониным. Книжный знак также разме­щён на обложке каждого из изданий. Мелованная бумага, высокий уровень полиграфии, неповторимость содержа­ния каждого из изданий, малая тираж-ность, наличие автографов дают основа­ние считать эти мини-сокровища на­стоящей библиофильской ценностью. На одной из книг «Писатель и биб­лиофил Михаил Андреевич Осоргин» (Л., 1989) - автограф составителя, из­вестного книговеда О. Г Ласунского. На трёх других - «Миниатюрные книги СССР» (Л., 1987), «Мотыльки» Л. Глебова и «Малютки» М. Шольца» Д. М. Фрайштата (Л., 1988) и «Иллюстриро­ванная и изобразительная Пушкиниана» (Л., 1987) - автографы библиофила В. В. Манукяна. Все издания выдержаны в одном формате — 75x95 мм. Бесценным документальным источ­ником являются мини-сборники посвя­щённые вопросам библиофильства. Среди них - «Путешествие в мир мик­рокниг» известного российского биб­лиофила А. Л. Бадалова (М., 1991), раз­мером 60x80 мм.; исследование журна­листа и коллекционера П. Д. Почтовика в двух частях «Споря с фолиантами» (М., 1992), размером 50x75 мм.; хроника деятельности Санкт-Петербургского клуба любителей миниатюрной книги под редакцией В. В. Манукяна «Не спо­ря с фолиантами» (СПб, 2008), разме­ром 70x98 мм. Эти издания можно рас­сматривать не только как ценный доку­ментальный материал, но и как настоя­щие образцы книжного искусства. Миниатюрная «Азбука» (М., 1977), размером 45x85 мм, полностью вос­производит текст книги 1574 года, издан­ной первопечатником украинским и российским Иваном Фёдоровым во Львове. Это первый в восточнославян­ском мире учебник для изучения грамо­ты. В миниатюрном формате в точности воспроизведены все украшения ориги­нального издания:, заставки, концовки, типографская марка самого первопе­чатника. Настоящим украшением коллекции можно также считать сборник «Похва­ла книге. Мысли и высказывания» (М., 1978), 80x100 мм, составленный М. Я. Телепиным. В сборнике собраны вы­сказывания выдающихся личностей разных эпох о Книге. В нашей коллек­ции два экземпляра этого издания. Один — в цельнотканевом переплёте. Обложка другого украшена металличе­ским типографским клише, на котором воспроизведён процесс печати. По экс­либрису, который имеет этот экзем­пляр, можно установить предыдущего владельца издания. Это известный зна­ток книги, коллекционер и библиофил, экслибрисист Я. И. Бердичевский, из­вестный исследователь творчества А. С. Пушкина. В прошлом - киевля­нин, владелец лучшей личной библио­теки в пределах СНГ. Для создания собственных книжных знаков привле­кал малоизвестных, но талантливых графиков и гравёров. Его личное собрание, посвящённое Пушкину и декабри­стам, легло в основу киевского Музея А. С. Пушкина. С Михаилом Андреевичем Емель­яновым его связывали давние друже­ские отношения. Неудивительно, что в собрании М. А. Емельянова можно найти книги с экслибрисами Бердичевского, как, например, три других издания, которые теперь украшают уже нашу коллекцию. Одна из книг - «У истоков алфавита» Ганса Люльфинга (М., 1981), 80x100 мм - истинное наслаждение для глаз коллекционера. Суперобложка по­крывает изысканный переплёт серебри­стого цвета, тиснёный золотистыми иероглифами. Обрез покрыт позолотой. Сюжетный форзац воспроизводит про­цесс гравировки. В книге в сжатой фор­ме представлены сведения по истории развития письма - от его архаичных форм к возникновению современного алфавита. Экслибрис Я. И. Бердичев-ского размещён на обороте верхней пе­реплётной крышки. Журнальная публикация от 1921 г. известного книговеда, профессора А. А. Сидорова «Искусство книги» ле­гла в основу одноимённого миниатюр­ного коллекционного издания, разме­ром 90x95 мм (М., 1979). В 1922 г. это ис­следование вышло отдельной книгой, а спустя пятьдесят лет было отредактиро­вано автором для новой публикации. Именно отредактированный материал и можно увидеть в этой миниатюре. Основной концепцией известной ра­боты А. А. Сидорова есть гармоничное сочетание в книге ее формы и содер­жания. А имеющаяся в библиотечной коллекции мини-книга полностью от­вечает этой концепции. Издание бога­то иллюстрировано известными рабо­тами выдающихся художников-графи­ков ХУ-ХХ столетий. О том, что пер­вым владельцем книги был известный коллекционер Я. И. Бердичевский, сви­детельствует его экслибрис, размещён­ный на обороте верхней переплётной крышки. Хронологический указатель литера­туры «Миниатюрные и малоформатные издания» (М., 1977), размером 70x100 мм, можно рассматривать не только как коллекционный экземпляр, но и как ценный справочный материал. В указа­теле представлены описания книг, жур­нальных и газетных статей, посвящён­ных указанной теме; они были опубли­кованы в течение 1813-1975 годов. В указатель вошли описания каталогов миниатюрных книг, статьи и заметки об отдельных изданиях, упоминания о ми­ни-книгах на страницах библиографиче­ских указателей и других источников. Два миниатюрных сборника, размером 75x95 мм, изданные обще­ством книголюбов Беларуси, содержат стихотворения и афоризмы, посвящён­ные книге. Объединяет их единство оформительского замысла. Цельнотканевые переплёты украшены узорча­тым тиснением. Ледериновий треуголь­ник, наложенный поверх переплетной крышки содержит название книги: на одной - «Гимн книге. Стихи», состави­тель А. В. Самускевич (Минск, 1980), на другой - «Вечный родник. Афоризмы о книге», составитель В. А. Вильтовский (Минск, 1979). Дарственные над­писи и экслибрисы, имеющиеся в каж­дом издании, свидетельствуют о том, что когда-то эти мини-книги принадле­жали херсонскому коллекционеру В. М. Юрковскому, а впоследствии бы­ли подарены М. А. Емельянову.

Иностранные мини-издания

Издания на иностранных языках так­же имеются в нашей коллекции миниа­тюрных книг. Среди них - путеводите­ли по столицам стран мира, обществен­но-политическая литература, историко-книговедческие очерки, справочная ли­тература, в частности словари, художе­ственная литература и др. Самой ма­ленькой из книг этого тематического ряда можно считать издание на поль­ском языке «Мои основные права в Ев­ропейском Союзе» (2006). Напечатана она в Париже, а размер этой книги со­ставляет всего 25х32мм. Наименьшими из изданий в этой по­дборке также являются «Святое семей­ство» Ф. Югаса (Budapest, 1975) на вен­герском языке, размером 33x43 мм и «Фауст» Гете (Leipzig, 1965) на немец­ком языке, размером 38x48 мм. Радует глаз замечательное издание на немецком языке, подаренное коллекционером М. А. Емельяновым «Бах И. 1685-1985. Классическое наследие как достояние нашего времени » (Лейп­циг, 1985), 40x55 мм. Миниатюрка лейп-цигских мастеров книгопечатания (Гер­мания) была выпущена к 300-летию со дня рождения Баха. Особенностью изда­ния в коричневом кожаном с позолотой футляре является юбилейная медаль с барельефом композитора. Элегантна в своей изысканно-сдер­жанной гамме серия поэтических сбор­ников в чёрных шёлковых переплетах с силуэтами авторов на обложках. В мини-изданиях, напечатанных в Румынии (Budapest, 1968), размером 70x100 мм, представлена поэзия Гийома Аполлине­ра, Поля Элюара, Фредерико Гарсиа Лорки, Сальваторе Квазимодо и Джузеппе Унгаретти. Пожалуй, для коллекционеров и не только будет интересной подборка книг-перевертышей в картонном фут­ляре. Это эпиграммы в пяти книгах на разных языках мира: английском, испан­ском, немецком, русском и француз­ском. Сборники размером 37x43 мм. со­держат не только иностранные эпи­граммы, но также их перевод на русский язык. В этих книгах, несмотря на ма­ленький размер, присутствуют все эле­менты художественной структуры кни­ги: сюжетный рисованный форзац, аван­титул с типографской маркой издатель­ства «Книга», рисованный фронтиспис, шмуцтитулы с декоративными бордю­рами и другие не менее важные элемен­ты.

Послесловие

Естественно, в небольшом по объёму обзоре просто невозможно рассказать о каждом экспонате коллекции. За преде­лами нашего повествования осталось немало интересного и ценного. Это и миниатюрные издания, посвя­щённые экслибрисистике, которые уже можно выделить в отдельный тематиче­ский блок. Такие, как работы известно­го книговеда, исследователя этой темы Я. Л. Бейлинсона: «Киев и киевляне в экслибрисах» (М., 1982), 70x95 мм, «Книжная Москва в экслибрисе» (М., 1985), 65x100 мм и др. Можно отме­тить высокое качество полиграфиче­ского исполнения изданий и содержа­тельность представленного в них мате­риала. Привлекает внимание оригиналь­ность оформления миниатюрной книги-складеня «Палехские миниатюры» (М., 1979), 62x95 мм, в которой представ­лены репродукции палехских работ из­вестных художников. Любителей астрологии может за­интересовать переводное издание анг­лийского астролога и оккультиста ХIХ-ХХ вв. Сефариала «Астрология. Как составить и истолковать свой собственный гороскоп »(Л., 1990), 70x95 мм. Также у нас есть немало миниатюр­ных общественно-политических изда­ний ушедшей эпохи. Во второй поло­вине XX века эти книги печатались до­вольно активно. Без них никогда не обходилась ни одна выставка, не был издан ни один каталог. Обращает на себя внимание добротность и высокое качество их полиграфического испол­нения. Сейчас они как издания опреде­лённого исторического периода со­ставляют целую тематическую под­борку. Наша коллекция весьма незначи­тельна и по объему, и по хронологии, а также технике исполнения представлен­ных изданий. Но собиралась она разны­ми людьми с большой любовью и ис­кренним интересом к маленькой книге не только как к предмету коллекциони­рования, но и как к средству познания нового. Поэтому мы целиком и пол­ностью согласны с высказыванием классика книжной науки А. А. Сидорова о том, что книга - это пиршество для глаз и ума. От себя добавим - не толь­ко для глаз и ума, ещё и для души. И что примечательно, именно эти ма­ленькие книжечки непременно привле­кают внимание всех без исключения по­сетителей нашего отдела редких и цен­ных изданий. И как не вспомнить по это­му поводу о заветной мечте херсонского дарителя Михаила Емельянова, чтобы книги из его коллекций и после смерти владельца также служили людям и бы­ли им полезны. Будем надеяться, что так оно и будет, а с нашей стороны мы приложим все усилия для активной популяризации этих маленьких изданий. Ведь самое важное в нашей работе — не только со­бирать и хранить, но и делиться с други­ми своими богатствами, чтобы при­общить их к чуду, имя которому -  кни­га.

С автором можно связаться: sak.ks.lib.61@gmail.com

Примечания:

1 Миниатюрное издание [Текст] //Книговеде­ние: энциклопедический словарь /ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. — М.: Сов. энцикло­педия, 1982. - С. 350.

2 Почтовик П. Д. Споря с фолиантами [Текст]: о собирателях миниатюр. Кн.. в 2 ч. / П. Д. Почто­вик. — М.. Кн. и бизнес, 1992 — Ч. 1 / предисл. Шу­валова С. Г - 1992.    320 с.; Почтовик П. Д. Спо­ря с фолиантами [Текст]: о собирателях миниа­тюр. Кн.: в 2 ч. / П. Д. Почтовик. — М.: Кн. и биз­нес, 1992. - С. 4-17

3 Кравченко В. Ф. Живые свидетели эпохи. Ми­ниатюрные издания [Текст] // Альманах библио­фила. - Вып. 17 - М.: Книга, 1985. - С. 270-287;  Почтовик П. Д. Споря с фолиантами. — М.: Кн. и бизнес, 1992 - Ч. 1. - 320 с.; Эггер Э. История кни­ги. От её появления до наших дней: пер. с 3-го фр. изд. с примеч. переводчика. — СПб.. Типогр. д-ра М. А. Хана, 1882. - С. 36-37, 78.

4 Немировский Е. Л. Большая книга о книге: где повествуется о мире книжной культуры и о его подвижниках, список которых открывают в За­падной Европе Иоганн Гутенберг, а у нас  Иван, а также о книгах, изменивших мир, или замечательных своим художественным убран­ством [Текст]. - М.: Врем, 2010. - С. 814; Почто­вик П. Д. Споря с фолиантами. Кн.: в 2 ч. Ч. 2. — М.: Кн. и бизнес, 1992. - 320 с.

5 Почтовик П. Д. Споря с фолиантами. Кн.: в 2 ч. Ч. 2. М.. Кн. и бизнес, 1992 - 320 с.

6 Бадалов А. Л. Путешествие в мир микрокниг [Текст]: [миниатюр, изд.] / А. Л. Бадалов; ред., авт. послесл. В. А. Широков; пер. на англ. А. Трошина; фот., худож. оформ. В. Куприянова. — М.: Книга, 1991. - С. 14,32; Почтовик П. Д. Споря с фолиан­тами. Кн.: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Кн. и бизнес, 1992. - 320 с.

Статья посвящена коллекции миниа­тюрных и малоформатных изданий из фонда Херсонской областной уни­версальной научной библиотеки им. Олеся Гончара Библиотечные фонды, малоформатные издания, редкие книги, история книгоиздания

Ольга Сак, заведующая отделом редких и ценных изданий Херсонской областной универсальной научной библиотеки имени Олеся Гончара (Украина) //  Библиотечное дело. – 2016. №6. – С.9-16.

Календар подій

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031