Рукотворное чудо. Коллекция миниатюрных и малоформатных изданий из фонда Херсонской областной универсальной научной библиотеки им. Олеся Гончара
Рукотворное чудо. Коллекция миниатюрных и малоформатных изданий из фонда Херсонской областной универсальной научной библиотеки им. Олеся Гончара
Ольга Сак, заведующая отделом редких и ценных изданий Херсонской областной универсальной научной библиотеки имени Олеся Гончара (Украина) |
Людей книжного мира, пожалуй, не удивить разнообразием форм и форматов книжных изданий. Но увидев маленькую книжицу, все невольно начинают восторгаться и удивляться тому, как можно было изготовить подобное чудо. Книга - это чудо, творение ума и рук человеческих; маленькая книга - чудо двойное. Свидетельство тому - коллекции миниатюрных книг, наглядно демонстрирующие мастерство творцов книжной красоты.
Нужно отметить, что мини-книги не предназначены для повседневного использования. В первую очередь мы их рассматриваем как сугубо коллекционные издания, как рукотворное чудо, продукт человеческой изобретательности, как шедевры полиграфического искусства. Что касается формата мини-книг, то единых параметров до сих пор не определено. В пределах бывшего СНГ миниатюрной считалась та книжка, максимальные размеры которой не превышали 100x100 мм; в некоторых Западных странах малый формат не должен превышать 76 мм, в других - 50 мм. Есть ещё и микрокниги, максимальный размер которых составляет лишь 10x10 мм1. Из известных книжных микроминиатюр: пословицы на конском и человеческом волосе, изготовленные народным умельцем из Казахстана М. В. Савидо-вым; книжка-пылинка украинского микроминиатюриста М. Г. Маслюка, которая в 60 раз меньше макового зёрнышка; наименьший в мире микроскопический (0,6х0,6мм) «Кобзарь» Т Г. Шевченко на 12 страницах, сшитых паутинкой, с обложкой из лепестков бессмертника, сотворённый известным мастером микроминиатюры Н. С. Сядристым. Страницы этого чуда настолько тонки, что их можно перелистывать лишь кончиком заостренного волоска. В Омском издательстве в 2009 г. вышла поэма А. С. Пушкина «Роза», напечатанная на лепестках розы. Таких примеров можно найти множество2.
Интересные факты из истории миниатюрных изданий
Обращаясь к истории мини-книги, можно услышать эхо веков более чем четырёхтысячелетней давности. К ранним формам её существования историки-книговеды относят миниатюрные глиняные плитки в Вавилоне. Ещё во времена античности, по утверждению Плиния Старшего, Цицерон видел рукописный вариант «Илиады» Гомера на небольшом свитке, который можно было разместить в ореховой скорлупе3. Следует отметить, что первые миниатюрные книги были рукописными. В Средние века весьма распространенными были издания религиозного толка -рукописные Библии, часословы, молитвенники. Мини-манускрипты изготавливались по заказу аристократов, членов королевских семей, дворянской знати. После появления первых печатных книг в Западной Европе появились и печатные мини-издания. По утверждению известного книговеда, академика Е. Л. Немировского одной из старейших мини-инкунабул считается «Майнцский Диурналий» (Dirunale Moguntinum, 65x94 мм), напечатанный в 1468 году готическим шрифтом учеником и последователем Гутенберга Петером Шеффером4. Одной из ранних славянских мини-книг, напечатанных кириллическим шрифтом, считается венецианское издание «Различние потребии» (1572), размером 70x95 мм, изданное Яковом Крайковым из Софии. Сейчас один из трех изданных экземпляров хранится в университетской библиотеке Лейдена (Нидерланды). Мини-книги были весьма популярны в Германии, Англии и Франции. Из Западной Европы маленькая книга отправилась в славянские страны. Появление первых миниатюрных и малоформатных изданий в России относится к XVIII в., но наибольшее распространение их произошло в XIX столетии. Характерно то, что сначала это была детская литература. Впоследствии начали выходить произведения современных авторов, литературные альманахи, песенники и др. Наибольшей популярностью у издателей миниатюрок XIX в. пользовались произведения А. С. Пушкина5. Следует отметить, что первое массовое производство миниатюрных книг в мягких обложках в конце XIX в. (с 1891 по 1895) было налажено на территории Украины. «Южно-Русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона» (Харьков, Киев) выпускало мини-издания в серии-«Крошка» и «Лилипут». Вышло около трёхсот наименований книг размером 55x71 мм и 60x80 мм. Некоторые книги переиздавались по два-три раза. Цена одной книги в мягкой обложке колебалась от 5 до 15 копеек. Книги в мягких обложках были общедоступны. Для состоятельных покупателей предлагались издания в более солидных, твёрдых переплетах. Цена серии этих книг в твёрдой обложке составляла 10 рублей6.
Миниатюрная книга в Херсоне
Если говорить о миниатюрной книге в пределах Херсона, то следует вспомнить о том, что в 1970-80-е годы при Херсонском клубе любителей книги «Кобзарь» действовала секция коллекционеров миниатюрных изданий. В состав секции входили Р. В. Глаз, М. А. Емельянов, В. Г. Писанская, Л. К. Ширяев, В. М. Юрковский, В. Д. Гребенюк, В. Г Абдалов и многие другие. В 1981 г членами клуба была организована первая в Херсоне выставка миниатюрных книг. Почти половина нашей библиотечной коллекции миниатюрных и малоформатных изданий сейчас состоит именно из экспонатов, подаренных членами секции. Так, самая маленькая книга коллекции -- сборник пословиц «Лучше всяких лекарств, питья да яств», размером 17x20 мм, подарок Риты Вениаминовны Глаз, бывшей сотрудницы библиотеки. От нее в фонд отдела редких и ценных изданий поступило 58 книжек-малышек. Одно из старейших мини-изданий в коллекции -«Сказки» Г X. Андерсена, изданное московской типографией А. И. Мамонтова в 1877 г., — подарок херсонского коллекционера Михаила Андреевича Емельянова, который более 30 лет возглавлял клуб любителей книги «Кобзарь». Об этом удивительном человеке следует упомянуть отдельно. На протяжении десяти лет Михаилом Андреевичем подарено в библиотеку более полутора тысячи раритетов. Среди подарков особое место занимает его коллекция миниатюрных изданий, включившая 250 экземпляров. Экспонаты Емель-яновского собрания миниатюрных книг существенно дополнили библиотечную коллекцию. Их воистину можно считать её украшением. В частности, это касается изданий XIX в., которых в нашей коллекции ещё не было. Теперь, благодаря М. А. Емельянову, мы имеем книги, изданные «Южно-Русским книгоиздательством Ф. А. Иогансона» в Киеве: «История римского народа» Тита Ливия (К., 1914) из серии "Лилипут", размером 32x50 мм; «Казначейша» М. Ю. Лермонтова (К., 1892), размером 70x60 мм, из серии «Крошка». Ещё два издания малого формата XIX в., подаренные Михаилом Андреевичем, украшают библиотечную коллекцию. Это «Басни» И. А. Крылова. Одно из них - юбилейное, вышедшее в Санкт-Петербурге в типографии Гольдберга в 1895 г., размером 85x130 мм, другое - в библиофильском вторичном переплёте из шёлка, размером 60x98 мм, было издано московским издательством Николая Миляева в 1898 году. Раз уж речь зашла о малоформатных изданиях прошлой эпохи (размер которых несколько превышает стандартные каноны миниатюрной книги), то можно рассказать о малоформатном «Молитвослове» начала XX в., размером 70x110 мм, которое нам подарила херсонская журналистка Ирина Евстафьева. По утверждению самой Ирины, молитвослов принадлежал когда-то семье Кравченко из села Пролетарка (бывшее с. Чебурда) Цюрупинского района Херсонской области. Как он попал в семью, остаётся только догадываться. Давно уже ушли в мир иной те, кто непосредственно пользовался этой книжицей и могли что-то о ней рассказать. Время полной мере оставило на нём свои отпечатки в виде пятен, отсутствующих страниц, ржавчины на металлическом переплёте, полуистлевшем бархатном корешке и неразборчивых надписей зелёным карандашом на обороте обложки. Среди надписей чётко просматривается только одна — «1937 года...». Пришлось провести небольшое расследование, чтобы установить место и год издания, поскольку подаренный экземпляр не имел ни титула, ни последних страниц. Тщательным образом исследуя подаренный экземпляр, удалось установить, что шрифтовая гарнитура и наборная гарнитура декоративных бордюров, которые украшают его, полностью идентичны шрифтам и декору имеющихся в сети аналогичных букинистических изданий, выпущенных Московской Синодальной типографией в начале века. Это даёт основание предположить, что наш экземпляр тоже издан в этой типографии. Что касается года издания, то хронологические рамки можно очертить 1905-1914 годами. Это частично подтверждается как содержанием Молитвослова, так и качеством бумаги, на которой он был напечатан. Тексты молитв однозначно отражают приметы времени. Так в Литургии святого Иоанна Златоуста упоминается последний российский император Николай II (1868-1918) со своим семейством, в том числе цесаревичем Алексеем (1904-1918). При сравнении стилистики и орфографии текстов молитвослова с текстами аналогичных изданий более позднего периода явно видны различия, характерные именно для вышеуказанного хронологического периода. Бурные события начала XX в. в Российской империи - первой российской революции 1905-1907 гг., реформ 1908-1914 гг., Первой мировой войны 1914-1917 гг. - не могли не отразиться на издательской деятельности типографий и учреждений, а также полиграфической промышленности вообще. Сокращалось производство бумаги из-за нехватки сырья, поэтому Молитвослов напечатан на бумаге плохого качества, дешёвой и тонкой. На такой обычно печатали журналы, газеты и массовые издания. Карманный формат, а также металлический переплёт наводят на мысль о том, что подобным молитвословом можно было пользоваться всюду, даже на фронте. Теперь это издание занимает достойное место в нашей коллекции. Херсонские книголюбы, отдавая должное и печатному слову, и книжному искусству в целом, самостоятельно выпустили несколько миниатюрных и малоформатных изданий. Херсонский поэт Юрий Топунов известная в нашем городе личность. Диапазон его творчества необычайно широк: художник, писатель, поэт. Подаренный им сборник «Рождаются поэты в небесах ...», размером 57x80 мм, пополняет теперь нашу коллекцию. В сборник вошли поэтические произведения автора, написанные в разные годы его творческой деятельности. Мини-сборник вышел как дополнение к херсонскому журналу «Летопись Причерноморья» в 2011 году. В издательстве этого журнала вышла ещё одна мини-книга краеведческое исследование «Великолепный князь Тавриды» (Херсон, 2003), размером 70x95 мм, посвящённое деятельности известного государственного деятеля XVIII в. князя Потёмкина-Таврического. Серьёзные научные источники, положенные в основу работы - архивные документы, исторические и картографические материалы залог двойной значимости издания, как научной, так и коллекционной. Авторство принадлежит музейным работникам, исследователям истории Южного края -главному хранителю фондов Николаевского краеведческого музея Н. А. Кухар-Онышко и бывшему заведующему секцией реставрации Херсонского краеведческого музея В. Б. Пиворовичу. Виктор Брониславович к тому же был ещё и главным редактором журнала «Летопись Причерноморья». К сожалению, журнал в конце 1990-х гг. прекратил своё существование. В определённой степени уже сегодня эти издания можно считать артефактами. Оригинальный миниатюрный календарь-складень на 2013 г. был издан в Херсоне при содействии городского головы. Его размеры составили 70x100 мм. На верхней крышке бордового цвета тиснение золотистыми буквами: «Благополучный град Херсон». Эти слова когда-то принадлежали инженер-полковнику Н. И. Корсакову, назначенному Григорием Потёмкиным в 1784 г. на место главного строителя Херсона. При его непосредственном участии было не только возведено большое количество государственных и жилых строений, но и высажено около 20 тыс. саженцев фруктовых и декоративных деревьев для благоустройства города. Каждый свой рапорт Корсаков заканчивал словами «Благополучный град Херсон», поэтому, они и запечатлены в память об основателях и строителях Херсона в этом мини-календаре. В 1997 г. в херсонском издательстве «Надднепрянская правда» вышел малоформатный (65x105 мм) сборник украинских песен, в которую вошли лучшие образцы песенного творчества «Взялъ бы я бандуру», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Ой чей то конь стоит ..» и т. д. Подборка изданий, посвящённых народному творчеству, сейчас образует уже целый тематический раздел нашей коллекции. Миниатюрные каталоги выставок мини-книг из собраний херсонских коллекционеров и библиотеки — это не только справочные и коллекционные издания, но и своеобразная летопись деятельности местных книголюбов. Как упоминалось свыше, секция миниатюрных изданий, действующая при херсонском клубе «Кобзарь», организовала первую в Херсоне выставку миниатюрных книг в 1981 году. Одновременно был издан каталог выставки «Чудо, имя которому -- книга», размером 70x100 мм. В каталог вошло 114 наименований представленных на выставке экспонатов. Среди них — общественно-политические, исторические издания, художественная литература, литература по искусству, а также библиографические издания. Шестнадцатью годами позже на совместной выставке, вновь объединившей библиофильские собрания и библиотечную коллекцию мини-книг, было экспонировано уже около 400 изданий. Впоследствии почти все они вошли в каталог «Удивительный мир миниатюрной книги» (Херсон, 2002), размером 70x100 мм. Тираж наших каталогов составил 300 экземпляров. Сейчас в библиотеке хранится львиная доля миниатюрных изданий, подаренных херсонскими коллекционерами, а сама коллекция насчитывает уже около шестисот экземпляров. Библиотечное собрание миниатюрных и малоформатных изданий отличается разнообразием тематики. Это - издания по истории, военному делу, географии, книжному делу, библиографии, искусству, языкознанию, художественная литература народов мира и т д. Но большую часть коллекции всё же составляют художественные произведения.
Миниатюрная Шевченкиана
Отдельным циклом в нашей коллекции выделена миниатюрная Шевченкиана. Украшением этой тематической подборки является миниатюрный «Кобзарь». Это репринтное воспроизведение женевского издания 1878 г., размером 55x83 мм, было подарено нам М. А. Емельяновым, херсонским коллекционером. Женевское издание «Кобзаря» было подготовлено и издано при непосредственном содействии выдающегося украинского учёного и общественного деятеля М. П. Драгоманова. Как указано на титуле, приурочено оно было «на ро-ковини Шевченка» и адресовалось «нашим землякам на Украш». В него вошли сочинения Шевченко, изданные на украинском языке, который в то время был запрещён царской цензурой. Тираж оригинального издания составил 1000 экземпляров. В своё время Иван Франко, отмечая значимость и сенсационность данного события, заметил, что маленький (карманный) размер книги позволял его тайно переправлять в Россию. Репринтный вариант «Кобзаря», изданного в 1991 г., заключён в картонный футляр, на котором воспроизведены фрагменты рисунков самого Т. Г Шевченко. Ещё одно из творений Т. Т. Шевченко «Думы мои» (К., 1981), размером 72x100 мм, тоже подарок М. А. Емельянова. Цельнотканевый переплёт бордового цвета узорчастым конгревом оттеняет золотистую надпись на обложке и корешке книги. Миниатюра включает не только поэтические произведения, но и репродукции живописных работ Т. Г Шевченко, На фронтисписе размещён портрет самого Кобзаря работы Ильи Репина. Издание снабжено обширными примечаниями. Несомненной удачей украинских издателей можно считать и подарочные варианты так называемой захалявной, или «Малой книжки» — рукописного сборника стихотворений Т Г Шевченко, написанных им в период оренбургской ссылки 1847-1850 годов. Крошечную книжицу, прошитую суровыми нитками собственноручно, поэт прятал в голенище сапога, так как ему было запрещено заниматься писанием. Тексты стихов, размещённых в «Малой книжке», неоднократно правились поэтом. Об этом свидетельствуют многочисленные правки на страницах рукописи. Сейчас эта книжечка, как и все его рукописное наследие, хранится в фондах Института литературы им. Т. Г. Шевченко Национальной Академии Наук Украины. Было осуществлено несколько факсимильных изданий «Малой книжки». Первое - в 1963 г. к 150-летней годовщине со дня рождения Т. Г Шевченко, второе в 1984 г. — к 170-летию великого Кобзаря. В 1989 г издательство «Научная мысль» издала, очередной вариант факсимильной копии захалявной книжки Шевченко. Размер её составил 70x100 мм. А подготовил её к печати и составил предисловие известный украинский литературовед Е. С. Шаблиовский. Это издание есть теперь и в нашей коллекции. Комплект из двух книг облачён в картонный футляр и декоративно оформлен художником В. И. Юрчиши-ным. Одна из книг точная копия «Малой книжки», составленной из отдельных тетрадей, переплетена в чёрный переплёт с инициалами «М.Л.» (Михаил Лазоревский) на корешке. После смерти поэта книжица находилась у М. М. Лазоревского, близкого товарища Т. Г Шевченка. Михаил Матвеевич опекал поэта и материально ему помогал. Он же и организовал перевоз тела поэта в Украину после его смерти. Вторая книга комплекта с автопортретом Шевченко на форзаце содержит литературно-исторический очерк Е. С. Шаблиовско-го, здесь же приводится содержание тетрадей в хронологическом порядке. В 2014 г. к 200-летию великого Кобзаря по заказу Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины согласно программе «Украинская книга» было осуществлено очередное издание захалявной книжечки поэта. Теперь и эта «Малая книжка» Т. Г. Шевченко, размером 60x98 мм, хранится у нас вместе с другими экземплярами Шевченкианы. В дополнение к предыдущим изданиям здесь в отдельном разделе представлена научная расшифровка шевченковских произведений, которая позволит читателю познакомиться с оригинальными текстами гения украинской литературы. Интересен экземпляр «Завещания» Т. Г. Шевченко (К., 1957) на языках народов мира, размером 60x92 мм. Миниатюрка была издана Академией Наук УРСР. В издании представлены переводы известного стихотворения на английский язык (пер. Е. Л. Войнич), болгарский (пер. Д. Методиев), венгерский (пер. Б. Варга и Г. Стрипский), молдавский (пер. И. Буздуган), немецкий (пер. А. Бош), польский (пер. Л. Пастернак), русский (пер. А. Твардовского), сербский (В. Николич), словенский (пер. И. Абрам), словацкий (пер. Нересницкий), французский (пер. Ш. Стебер) и др. Данный экземпляр ценен ещё и тем, что на нём имеется автограф украинского писателя Леонида Кулиша, выпускника Херсонского педагогического института, бывшего сотрудника Херсонского областного телевидения и радио. Эта книжечка была подарена библиотеке бывшим херсонским журналистом Давидом Файнштейном, коллекционировавшим книги с автографами. Его коллекция автографов хранится сейчас в отделе редких и ценных изданий. Юбилейное издание миниатюрных календарей-ежемесячников «Т. Г. Шевченко в экслибрисах украинских художников» (К., 1988), размером 65x90 мм, посвящённое 175-летию со дня рождения поэта. Подборка содержит набор книжных знаков тех, для кого Кобзарь был любимым поэтом. Представлены книжные знаки из Шевченкиан Евгения Артеменко, Ивана Балана, Василия Березового, Владимира Витрука, Раисы Левчук и многих других почитателей шевченковского творчества. Среди имён художников, которые выполняли экслибрисы, такие известные графики, как Елена Кульчицкая, Владимир Масик, Николай Неймеш, Юрий Молибоженко и др.
Литературное и культурное наследие в миниатюре, серийные мини-издания
Произведения классиков украинской литературы Х1Х-начала XX вв. и мастеров слова второй половины XX в., представленные в библиотечной коллекции минатюрных изданий, сейчас составляют уже отдельный раздел. В него вошли произведения Ивана Котляревского, Ивана Франко, Леси Украинки, Степана Руданского, Григория Сковороды, Максима Рыльского, Олеся Гончара, Владимира Сосюры, Павла Тычины и многих других авторов. Тонкое кружево нежной лирики Генриха Гейне в переводах Леси Украинки «Переводы из Генриха Гейне» (Львов, 1981), 60x83 мм, придётся по вкусу ценителям творчества и великой украинской поэтессы, и выдающегося немецкого поэта. Деятельность Леси Украинки как переводчика — яркая страница её творческой жизни. Она переводила многих поэтов, но больше всего душа ее лежала к чувственной поэзии Генриха Гейне. Живописные образы женщин в поэзии Шевченко: матери, сестры, девушки, крепостной, мстительницы — совокупность скорби, горечи, любви, искренних переживаний о женской судьбе. Иван Франко писал, что он не знал в «...литературе всемирной поэта, который бы так стойко, так горячо и сознательно защищал женщин, отстаивая их право'на полную, чисто человеческую жизнь...». Надеемся, что почитатели поэтического слова великого Кобзаря найдут для себя немало интересного в миниатюрном сборнике стихов Т. Г Шевченко «Лирика» (Львов, 1982), 60x85 мм. Не одно женское сердце дрогнет от чувствительно-нежных строк, написанных поэтом. Психологическая достоверность, простота, жизненная правдивость, воплощённая в пронзительно-лирическую форму, - это то, что духовно обогащает, вдохновляет и приносит наслаждение. Заслуживают внимания почитателей маленькой книги и серийные издания. В библиотечку журнала «Полиграфия» вошли произведения Иннокентия Анненского, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Владимира Набокова, Бориса Пастернака, Владимира Соловьева, Владимира Ходасевича и многих других авторов. Размер книг чуть больше спичечного коробка. Выделяют издания этой серии качественная бумага, прекрасные графические рисунки, иллюстрирующие каждое издание, и цветные суперобложки. Пронзительная трагичность, тонкий психологизм и многогранность оттенков чувственных переживаний, — всё это присуще для лирических призведе-ний представителя русской поэзии Серебряного века Иннокентия Анненского. Небольшая книжечка его стихов «Лирика» (М., 1989), 50x65 мм настоящий подарок читателям журнала «Полиграфия». Целый ряд аналогичных поэтических сборников различных авторов в конце 80-х гг. XX в. выходило в библиотечке журнала. Щемяще-пронзительные строфы возвышенной лирики поэта для одних - апофеоз моральной чувственности, для других - сладкие грёзы романтичной души. Философская глубина, изящество и деликатная чувственность любовных стихов Б. Л. Пастернака очаровала не одно поколение поклонниц его поэтического слова. Минатюрный сборник Б. Пастернака «Стихотворения» (М.,1988), 50x65 мм из этой же серии приносит истинное наслаждение и отраду для души. Постигая мир поэзии, мы открываем в себе способность откликаться на печали и радости, разлитые в каждом мгновении жизни, становимся сопричастными ко всем её проявлениям, как большому чуду. Как великое чудо воспринимала жизнь русская поэтесса Анна Ахматова. Коллеги по перу отмечали, что её поэзия — антипод пошлости, обыденности и серости. Творчество поэтессы и сама её незаурядная личность были источником вдохновения для многих. Первая антология посвящений Ахматовой была издана в начале XX века. К 100-летию со дня рождения поэтессы вышло мини-издание «Поэтическое ожерелье» (М., 1989), 50x65 мм, которое сейчас хранится в нашей коллекции. Среди серийных изданий начала XX в. несомненный интерес для коллекционеров представляют малоформатные издания, выходившие в Риге в издательстве «Наука и жизнь». Размер книжек из серии (Миниатюрная библиотека «Наука и жизнь»), изданных в первые годы прошлого века, немного превышает стандартный формат — 80x115 мм. Дешёвые пятикопеечные книги выходили в мягких бумажных обложках и были доступны для всех слоев населения. Собственно говоря, эта популярная серия и была создана для того, чтобы широкий круг малообеспеченных пользователей мог присоединиться к достижениям современной науки, культуры, литературы и искусства.В фондах библиотеки сохранились лишь три выпуска данной серии: «История искусства» А. Яковлева в 2-х частях (№№35, 38), содержащие популярные очерки об искусстве античности и средневековья, и «Леонардо да Винчи. Его жизнь и значение в истории искусства и науки» П. Горлова (№36) в популярной форме повествующий о жизненном и творческом пути гениального итальянца. Настоящим подарком для коллекционеров можно считать комплект из трёх мини-альбомов (каждый размером 50x65 мм) известных мастеров книжной графики, объединённых серией «Графические миниатюры», вышедшие в Ленинградском издательстве «Аврора» в 1979 году. В комплект вошли альбомы графических работ Владимира Фаворского, Фёдора Константинова, Генриетты и Николая Бурмагиных. Привлекает изысканная простота оформления — на чёрном фоне цельнотканевых переплётов позолотой вытиснены инициалы и фамилии мастеров. В альбомах воспроизведены лучшие, наиболее характерные для каждого из мастеров графические миниатюры в технике ксилографии, ставшие уже давно классикой книжной графики.
Мир книги и знаний на страницах миниатюрных изданий
Отдельным блоком в нашей коллекции можно выделить мини-издания, посвящённые миру книги. Они, как правило, пользуются пристальным вниманием коллекционеров и имеют особенную ценность для знатоков книги. Это каталоги миниатюрных изданий, каталоги выставок, очерки о коллекциях и библиофилах, книговедческие исследования, стихотворения, пословицы, поговорки и сборники афоризмов о книге и знаниях. Подавляющее большинство этих изданий подарено нам херсонским коллекционером Михаилом Емельяновым. Среди них можно особо отметить мини-сборники Ленинградской организации добровольного общества книголюбов РСФСР, выпущенные секцией собирателей миниатюрных изданий в конце 1980-х годов. По воспоминаниям Михаила Андреевича, эти сборники были приобретены при непосредственном содействии известного в коллекционерских кругах ленинградского библиофила В. В. Манукяна. Он не только был редактором этих изданий, но ещё и председательствовал в секции миниатюристов, а впоследствии стал президентом Санкт-Петербургского клуба миниатюрной книги. Кстати, собственная коллекция мини-книг Валерия Манукяна насчитывает более 12 тыс. экземпляров. Имеющиеся у нас экспонаты приятно выделяются эстетикой оформления: все книги в суперобложках, на развороте - экслибрис общества, выполненный известным графиком Ф. Ф. Ма-ониным. Книжный знак также размещён на обложке каждого из изданий. Мелованная бумага, высокий уровень полиграфии, неповторимость содержания каждого из изданий, малая тираж-ность, наличие автографов дают основание считать эти мини-сокровища настоящей библиофильской ценностью. На одной из книг «Писатель и библиофил Михаил Андреевич Осоргин» (Л., 1989) - автограф составителя, известного книговеда О. Г Ласунского. На трёх других - «Миниатюрные книги СССР» (Л., 1987), «Мотыльки» Л. Глебова и «Малютки» М. Шольца» Д. М. Фрайштата (Л., 1988) и «Иллюстрированная и изобразительная Пушкиниана» (Л., 1987) - автографы библиофила В. В. Манукяна. Все издания выдержаны в одном формате — 75x95 мм. Бесценным документальным источником являются мини-сборники посвящённые вопросам библиофильства. Среди них - «Путешествие в мир микрокниг» известного российского библиофила А. Л. Бадалова (М., 1991), размером 60x80 мм.; исследование журналиста и коллекционера П. Д. Почтовика в двух частях «Споря с фолиантами» (М., 1992), размером 50x75 мм.; хроника деятельности Санкт-Петербургского клуба любителей миниатюрной книги под редакцией В. В. Манукяна «Не споря с фолиантами» (СПб, 2008), размером 70x98 мм. Эти издания можно рассматривать не только как ценный документальный материал, но и как настоящие образцы книжного искусства. Миниатюрная «Азбука» (М., 1977), размером 45x85 мм, полностью воспроизводит текст книги 1574 года, изданной первопечатником украинским и российским Иваном Фёдоровым во Львове. Это первый в восточнославянском мире учебник для изучения грамоты. В миниатюрном формате в точности воспроизведены все украшения оригинального издания:, заставки, концовки, типографская марка самого первопечатника. Настоящим украшением коллекции можно также считать сборник «Похвала книге. Мысли и высказывания» (М., 1978), 80x100 мм, составленный М. Я. Телепиным. В сборнике собраны высказывания выдающихся личностей разных эпох о Книге. В нашей коллекции два экземпляра этого издания. Один — в цельнотканевом переплёте. Обложка другого украшена металлическим типографским клише, на котором воспроизведён процесс печати. По экслибрису, который имеет этот экземпляр, можно установить предыдущего владельца издания. Это известный знаток книги, коллекционер и библиофил, экслибрисист Я. И. Бердичевский, известный исследователь творчества А. С. Пушкина. В прошлом - киевлянин, владелец лучшей личной библиотеки в пределах СНГ. Для создания собственных книжных знаков привлекал малоизвестных, но талантливых графиков и гравёров. Его личное собрание, посвящённое Пушкину и декабристам, легло в основу киевского Музея А. С. Пушкина. С Михаилом Андреевичем Емельяновым его связывали давние дружеские отношения. Неудивительно, что в собрании М. А. Емельянова можно найти книги с экслибрисами Бердичевского, как, например, три других издания, которые теперь украшают уже нашу коллекцию. Одна из книг - «У истоков алфавита» Ганса Люльфинга (М., 1981), 80x100 мм - истинное наслаждение для глаз коллекционера. Суперобложка покрывает изысканный переплёт серебристого цвета, тиснёный золотистыми иероглифами. Обрез покрыт позолотой. Сюжетный форзац воспроизводит процесс гравировки. В книге в сжатой форме представлены сведения по истории развития письма - от его архаичных форм к возникновению современного алфавита. Экслибрис Я. И. Бердичев-ского размещён на обороте верхней переплётной крышки. Журнальная публикация от 1921 г. известного книговеда, профессора А. А. Сидорова «Искусство книги» легла в основу одноимённого миниатюрного коллекционного издания, размером 90x95 мм (М., 1979). В 1922 г. это исследование вышло отдельной книгой, а спустя пятьдесят лет было отредактировано автором для новой публикации. Именно отредактированный материал и можно увидеть в этой миниатюре. Основной концепцией известной работы А. А. Сидорова есть гармоничное сочетание в книге ее формы и содержания. А имеющаяся в библиотечной коллекции мини-книга полностью отвечает этой концепции. Издание богато иллюстрировано известными работами выдающихся художников-графиков ХУ-ХХ столетий. О том, что первым владельцем книги был известный коллекционер Я. И. Бердичевский, свидетельствует его экслибрис, размещённый на обороте верхней переплётной крышки. Хронологический указатель литературы «Миниатюрные и малоформатные издания» (М., 1977), размером 70x100 мм, можно рассматривать не только как коллекционный экземпляр, но и как ценный справочный материал. В указателе представлены описания книг, журнальных и газетных статей, посвящённых указанной теме; они были опубликованы в течение 1813-1975 годов. В указатель вошли описания каталогов миниатюрных книг, статьи и заметки об отдельных изданиях, упоминания о мини-книгах на страницах библиографических указателей и других источников. Два миниатюрных сборника, размером 75x95 мм, изданные обществом книголюбов Беларуси, содержат стихотворения и афоризмы, посвящённые книге. Объединяет их единство оформительского замысла. Цельнотканевые переплёты украшены узорчатым тиснением. Ледериновий треугольник, наложенный поверх переплетной крышки содержит название книги: на одной - «Гимн книге. Стихи», составитель А. В. Самускевич (Минск, 1980), на другой - «Вечный родник. Афоризмы о книге», составитель В. А. Вильтовский (Минск, 1979). Дарственные надписи и экслибрисы, имеющиеся в каждом издании, свидетельствуют о том, что когда-то эти мини-книги принадлежали херсонскому коллекционеру В. М. Юрковскому, а впоследствии были подарены М. А. Емельянову.
Иностранные мини-издания
Издания на иностранных языках также имеются в нашей коллекции миниатюрных книг. Среди них - путеводители по столицам стран мира, общественно-политическая литература, историко-книговедческие очерки, справочная литература, в частности словари, художественная литература и др. Самой маленькой из книг этого тематического ряда можно считать издание на польском языке «Мои основные права в Европейском Союзе» (2006). Напечатана она в Париже, а размер этой книги составляет всего 25х32мм. Наименьшими из изданий в этой подборке также являются «Святое семейство» Ф. Югаса (Budapest, 1975) на венгерском языке, размером 33x43 мм и «Фауст» Гете (Leipzig, 1965) на немецком языке, размером 38x48 мм. Радует глаз замечательное издание на немецком языке, подаренное коллекционером М. А. Емельяновым «Бах И. 1685-1985. Классическое наследие как достояние нашего времени » (Лейпциг, 1985), 40x55 мм. Миниатюрка лейп-цигских мастеров книгопечатания (Германия) была выпущена к 300-летию со дня рождения Баха. Особенностью издания в коричневом кожаном с позолотой футляре является юбилейная медаль с барельефом композитора. Элегантна в своей изысканно-сдержанной гамме серия поэтических сборников в чёрных шёлковых переплетах с силуэтами авторов на обложках. В мини-изданиях, напечатанных в Румынии (Budapest, 1968), размером 70x100 мм, представлена поэзия Гийома Аполлинера, Поля Элюара, Фредерико Гарсиа Лорки, Сальваторе Квазимодо и Джузеппе Унгаретти. Пожалуй, для коллекционеров и не только будет интересной подборка книг-перевертышей в картонном футляре. Это эпиграммы в пяти книгах на разных языках мира: английском, испанском, немецком, русском и французском. Сборники размером 37x43 мм. содержат не только иностранные эпиграммы, но также их перевод на русский язык. В этих книгах, несмотря на маленький размер, присутствуют все элементы художественной структуры книги: сюжетный рисованный форзац, авантитул с типографской маркой издательства «Книга», рисованный фронтиспис, шмуцтитулы с декоративными бордюрами и другие не менее важные элементы.
Послесловие
Естественно, в небольшом по объёму обзоре просто невозможно рассказать о каждом экспонате коллекции. За пределами нашего повествования осталось немало интересного и ценного. Это и миниатюрные издания, посвящённые экслибрисистике, которые уже можно выделить в отдельный тематический блок. Такие, как работы известного книговеда, исследователя этой темы Я. Л. Бейлинсона: «Киев и киевляне в экслибрисах» (М., 1982), 70x95 мм, «Книжная Москва в экслибрисе» (М., 1985), 65x100 мм и др. Можно отметить высокое качество полиграфического исполнения изданий и содержательность представленного в них материала. Привлекает внимание оригинальность оформления миниатюрной книги-складеня «Палехские миниатюры» (М., 1979), 62x95 мм, в которой представлены репродукции палехских работ известных художников. Любителей астрологии может заинтересовать переводное издание английского астролога и оккультиста ХIХ-ХХ вв. Сефариала «Астрология. Как составить и истолковать свой собственный гороскоп »(Л., 1990), 70x95 мм. Также у нас есть немало миниатюрных общественно-политических изданий ушедшей эпохи. Во второй половине XX века эти книги печатались довольно активно. Без них никогда не обходилась ни одна выставка, не был издан ни один каталог. Обращает на себя внимание добротность и высокое качество их полиграфического исполнения. Сейчас они как издания определённого исторического периода составляют целую тематическую подборку. Наша коллекция весьма незначительна и по объему, и по хронологии, а также технике исполнения представленных изданий. Но собиралась она разными людьми с большой любовью и искренним интересом к маленькой книге не только как к предмету коллекционирования, но и как к средству познания нового. Поэтому мы целиком и полностью согласны с высказыванием классика книжной науки А. А. Сидорова о том, что книга - это пиршество для глаз и ума. От себя добавим - не только для глаз и ума, ещё и для души. И что примечательно, именно эти маленькие книжечки непременно привлекают внимание всех без исключения посетителей нашего отдела редких и ценных изданий. И как не вспомнить по этому поводу о заветной мечте херсонского дарителя Михаила Емельянова, чтобы книги из его коллекций и после смерти владельца также служили людям и были им полезны. Будем надеяться, что так оно и будет, а с нашей стороны мы приложим все усилия для активной популяризации этих маленьких изданий. Ведь самое важное в нашей работе — не только собирать и хранить, но и делиться с другими своими богатствами, чтобы приобщить их к чуду, имя которому - книга.
С автором можно связаться: sak.ks.lib.61@gmail.com
Примечания:
1 Миниатюрное издание [Текст] //Книговедение: энциклопедический словарь /ред. коллегия: Н. М. Сикорский (гл. ред.) и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1982. - С. 350.
2 Почтовик П. Д. Споря с фолиантами [Текст]: о собирателях миниатюр. Кн.. в 2 ч. / П. Д. Почтовик. — М.. Кн. и бизнес, 1992 — Ч. 1 / предисл. Шувалова С. Г - 1992. 320 с.; Почтовик П. Д. Споря с фолиантами [Текст]: о собирателях миниатюр. Кн.: в 2 ч. / П. Д. Почтовик. — М.: Кн. и бизнес, 1992. - С. 4-17
3 Кравченко В. Ф. Живые свидетели эпохи. Миниатюрные издания [Текст] // Альманах библиофила. - Вып. 17 - М.: Книга, 1985. - С. 270-287; Почтовик П. Д. Споря с фолиантами. — М.: Кн. и бизнес, 1992 - Ч. 1. - 320 с.; Эггер Э. История книги. От её появления до наших дней: пер. с 3-го фр. изд. с примеч. переводчика. — СПб.. Типогр. д-ра М. А. Хана, 1882. - С. 36-37, 78.
4 Немировский Е. Л. Большая книга о книге: где повествуется о мире книжной культуры и о его подвижниках, список которых открывают в Западной Европе Иоганн Гутенберг, а у нас Иван, а также о книгах, изменивших мир, или замечательных своим художественным убранством [Текст]. - М.: Врем, 2010. - С. 814; Почтовик П. Д. Споря с фолиантами. Кн.: в 2 ч. Ч. 2. — М.: Кн. и бизнес, 1992. - 320 с.
5 Почтовик П. Д. Споря с фолиантами. Кн.: в 2 ч. Ч. 2. М.. Кн. и бизнес, 1992 - 320 с.
6 Бадалов А. Л. Путешествие в мир микрокниг [Текст]: [миниатюр, изд.] / А. Л. Бадалов; ред., авт. послесл. В. А. Широков; пер. на англ. А. Трошина; фот., худож. оформ. В. Куприянова. — М.: Книга, 1991. - С. 14,32; Почтовик П. Д. Споря с фолиантами. Кн.: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Кн. и бизнес, 1992. - 320 с.
Статья посвящена коллекции миниатюрных и малоформатных изданий из фонда Херсонской областной универсальной научной библиотеки им. Олеся Гончара Библиотечные фонды, малоформатные издания, редкие книги, история книгоиздания
Ольга Сак, заведующая отделом редких и ценных изданий Херсонской областной универсальной научной библиотеки имени Олеся Гончара (Украина) // Библиотечное дело. – 2016. – №6. – С.9-16.